Оценка запасов

Необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет установлены Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр (раздел III). Подсчет запасов подземных вод является одним из обязательных требований лицензионного соглашения на право добычи питьевых, технических и минеральных подземных вод.

Основным нормативным документом при оценке запасов подземных вод является «Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30 июля 2007 г. N 195).

В соответствие с требованиями «Классификации…», запасы питьевых, технических и минеральных подземных вод подсчитываются по результатам геологоразведочных работ, выполненных в процессе геологического изучения и оценки предоставленных в пользование участков недр, а также по данным разведки таких участков недр или эксплуатации действующих водозаборных сооружений для добычи подземных вод.

Оценка запасов подземных вод выполняется за счет средств недропользователя. Для подсчета запасов подземных вод недропользователь может привлекать сторонние организации, имеющие необходимую специализацию.

Для чего нужна оценка запасов подземных вод?

Для обеспечения рационального использования подземных вод, в соответствии с законом РФ «О недрах», проводится постоянный контроль состояния подземных вод. Контроль осуществляется органами государственного мониторинга геологической среды совместно с департаментами природопользования, посредством оценки запасов подземных вод на каждом участке месторождения. Термин запасы был заимствован у твердых полезных ископаемых. Однако существует принципиальная разница. Запасы твердых полезных ископаемых оцениваются объемом или весом, а запасы подземных вод оцениваются дебитом, то есть количеством воды, извлекаемым водозабором за расчетный промежуток времени.

Различают две основные формы оценки запасов подземных вод:

  • Региональная оценка запасов – определяет потенциальный максимум водоотбора для некоторой географической территории, например административного региона или округа. В этом случае учитываются существующие на данной территории водозаборы и определяются перспективные запасы, с учетом развития региона. Заказчиками данного вида исследований являются региональные власти.
  • Локальная оценка подземных вод действующих и проектируемых водозаборов. В такой постановке задачи исходной величиной является производительность водозаборного узла, или дебит. Целью работ является обоснование обеспечения заявленной производительности, прогноз влияния водозабора на окружающую среду и соседние водозаборы, а также оценка изменения качества и уровня подземных вод на 25 лет. Это самый распространенный вид работ по оценке запасов подземных вод, знакомый каждому «Недропользователю».

Работы по оценке запасов, как и любые геологоразведочные работы, требуют значительных финансовых и временных затрат. Оценка запасов даже для одиночной скважины с дебитом до 100 м.куб/сутки, требует проведения полного комплекса камеральных и полевых работ с разработкой отчета состоящего, приблизительно, из 100 страниц. Высокая продолжительность работ связана с количеством этапов, необходимых для выполнения:

  • Заключение договора, анализ фондовых материалов, регистрации работ в Федеральном агентстве по недпропользованию. (1-2 месяца).
  • Обследование водозабора и прилегающей территории, оценка технического состояния водозаборного узла и скважин (нередко включает и геофизические исследования), проведение опытно фильтрационных работ, химических анализов. (1-2 месяца)
  • Камеральная обработка полученных данных, гидродинамические расчеты, расчет зон санитарной охраны, написание текста отчета (2-3 месяца)
  • Подача отчета на государственную экспертизу, при наличии замечаний - внесение исправлений и повторная подача отчета. (3-6 месяцев).

Как итог, суммарное время проведения работ по оценке запасов составляет от 7 до 13 месяцев. Теперь немного подробнее об этапах. На стадии заключении договора, учитываются интересы Заказчика по условиям оплаты, порядке сдачи работ, идет сбор документов, необходимых для начала работ. При наличии разногласий, текст договора нередко меняется и согласовывается, что ведет к увеличению времени работ. Наиболее стабильным по времени является этап полевых и камеральных работ, поскольку он зависит напрямую от Исполнителя. Неприятности могут возникнуть только ввиду плохого технического состояния скважины, невозможности замеров уровня и дебита.

Наиболее непредсказуемым по времени этапом является экспертиза отчета. В соответствии с законодательством, экспертиза отчета не должна превышать 90 дней с момента подачи. Однако, ввиду достаточного резкого увеличения объемов работ по оценке запасов, сроки могут возрастать до 6 месяцев. При наличии замечаний в заключениях экспертов, в отчет вносятся изменения, что также ведет к увеличению сроков работ.

.

© 1991 - . ООО Геологическое предприятие "ПОИСК"